Дискуссия: Архитектура и дизайн школы. Финский опыт

29 апреля состоялась Дискуссия «Архитектура и дизайн школы. Финский опыт». Организатором события выступила компания Martela, при поддержке компании «Умная школа» и Посольства Финляндии в России. Мероприятие собрало около 300 участников: директора, педагоги, эксперты, журналисты, представители ВУЗов, некоммерческих организаций, и архитекторов, дизайнеров. 

Начав с презентации похода к построению финских школ, весь оставшийся разговор  шел вокруг двух ключевых вопросов. Первый: есть ли прямая связь между школьной средой, архитектурой, дизайном и педагогическими результатами. И второй: что мы

Мероприятие открыло выступление двух финских экспертов. Первым спикером стал Микко Суманен (Mikko Summanen), архитектор и основатель бюро K2S Architects. Микко являлся одним из авторов известной финской школы Enter.

Вторым спикером выступила Кристина Фалкенстедт (Kristina Falkenstedt), директор школы Мартенсбро (Martensbro school) в городе Эспо.

Подытожил финский опыт Марк Сартан, директор «Умной школы». В ноябре вернувшись из большой поездки по финским школам, команда Марка Наумовича подготовила развернутый отчет о своих школьных впечатлениях.

Перед тем как перейти к обсуждению российского опыта, организаторы попросили учеников лицея  №1547  под руководством Натальи Ястребовой, возглавляющей созданный при лицее Скандинавский центр, представить свое видение идеального школьного класса.

Вторая часть мероприятия представляла собой короткие блиц-выступления российских экспертов. Их личный опыт организации среды школ сегодня.

И «практическую» часть открыла Полина Мальцева, Директор по развитию социальной инфраструктуры компании «А101 Девелопмент». Вот уже несколько лет Полина возглавляет работу по проектированию Международной школы «Летово». Это новая некоммерческая школа в Москве для одаренных и мотивированных детей.

Вслед за ней выступил Олафа Файерабенд, ведущий работу над проектом школы, расположенной на Рублево-Успенском шоссе. Он предложил посмотреть правде в глаза и признать, что действующие  санитарные, пожарные, строительные нормы связывают любого работающего в России архитектора по рукам и ногам.

Своего рода ответом на вопрос, можно ли тем не менее строить яркие, нестандартные школы  в России, стало выступление двух следующих спикеров. Надежда Фролова рассказала про недавно открывшуюся Хорошевскую прогимназию.

Еще один особенный пример  - школа-интернат «Абсолют», в которой учатся дети с особенностями развития. Сотскова Светлана Юрьевна, директор школы, и ее коллеги рассказали как устроено здание.

Ну а третий блок выступлений был посвящен результатом работы российских экспертов в области архитектуры и дизайна.

И здесь нужно отдать должное короткому блистательному выступлению Ольги Алексаковой и Юлии Бурдовой основателям компании BUROMOSCOW и по совместительству преподавателям архитектурной школы «МАРШ». Ольга и Юля представили несколько страниц своего рода каталога «школьных дворов».

Далее нас ждало, буквально, открытие. Московский Архитектурный институт (МАРХИ), при участии МГТУ им. Н. Э. Баумана,  по заказу Департамента образования г. Москвы,  провел исследование школьной среды. Об этом рассказала руководитель исследования - Шайманова Елена.

Ну и завершила серию выступлений Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов ГБОУ ВО МГПУ (Московского городского педагогического университета). Она несколько приземлила воспарившую аудиторию, вернула аудиторию к реалиям сегодняшнего дня. Нужно признать, что дизайн школы – сегодня это прерогатива ее директора,  и строит он среду, полагаясь на свой вкус и стиль.

В ходе последующего обсуждения, гости Дискуссии сформулировали несколько итоговых выводов:

  1. Сознание все-таки определяет бытие. Педагогические вопросы, образ мышления учителя и ученика – приоритет. Но школьная среда очевидно помогает сделать процесс обучение более увлекательным и эффективным. 
  2. Интерьер школы – такой  же педагогический инструмент, как указка, карта или глобус. Стены, пол, потолок, свет, материал из которого изготовлена лестница  - все это также  участвует в образовательном процессе, ежедневно меняет его и трансформирует.
  3. В Финляндии школы проектируют самые сильные, талантливые архитектурные бюро. В России интерес к созданию школьных пространств со стороны архитекторов пока неочевиден. Может быть, поэтому почти все нестандартные школьные проекты Москвы выполнены силами иностранных архитекторов?
  4. Интерьер школы не должен быть ярким. Яркость и цвет добавят в него сами дети.
  5. Директор школы – главный инициатор всех ключевых изменений школьной среды. К сожалению, очень часто он еще и ее дизайнер. Поэтому от эстетического вкуса директора  очень часто зависит и облик школы. Было бы, наверное, разумнее отдать эту ответственность все же специалистам. 
  6. В Москве много людей, занятых изменением школьной среды. Хорошо, если все участники этого процесса наконец-то встретятся: и директора школ, преподаватели, родители -  и архитекторы, академические институты, власти, медиа.
  7. Много говорили об архитектуре – но мало о дизайне. Архитектура – это  же застывшая музыка, а дизайн – это инструмент ежедневного  изменения облика школы.
  8. Мы ищем готовых решений: построил идеальную школу и живешь в ней. Так это ошибка. Идеальная школа – это не цветная мебели и картины на стенах. Это как ствол дерева, который со временем обрастает новой листвой. Школьный интерьер живой: он должен меняться. Не нужно на стенах рисовать жирафов –  нужно придумать удобные стены, на которых жирафы сами появятся.